?

Log in

No account? Create an account
photoverboten

кучерявый гид

хочется быть серьёзным, но ты кучерявый

Previous Entry Share Next Entry
How are you, my friend?
photoverboten
kucheryavchik

С переполненным запасом положительных эмоций я вернулся из пятидневной поездки в Стамбул. Город на рубеже Европы и Азии давно стоял в списке моих желанных целей, но длинная цепь из друзей и договорённостей постоянно откладывала долгожданную поездку. Когда в календаре на горизонте забрезжил День объединения Германии, то есть дополнительный выходной, а kayak.com сделал мне выгодное предложение на перелёт, я просто не мог отказаться. Я провёл в Стамбуле в общей сложности три с половиной дня, ещё полтора дня я потратил на посещение легендарного города Троя на берегу пролива Дарданеллы и полей сражений войск Антанты на полуострове Галлиполи в Первой мировой войне. Мои первые впечатления я собрал в этом заглавном посте. Отдельные репортажи о достопримечательностях Стамбула и Трои я опубликую позже по мере готовности.

Казённый вид на собор святой Софии, Айя София. На время строительства это был, пожалуй, самый большой собор во всём мире!





Эксклюзивный вид на собор святой Софии в утреннем тумане из окна одной крупной международной студенческой организации. Слева от Айя София располагается султанский дворец Топкапи.
Я был в Турции далеко не первый раз. Ребёнком я ездил с мамой и сестрой пять лет подряд в Анталью, где мы лежали на пляже, занимали лежаки на пляже рано утром кепками и бутылками с солнцезащитным кремом, кушали «all inclusive» на убой, а по вечерам смотрели русскоязычную анимационную программу. До сих пор я знал Турцию по пляжам и магазинам шуб, где чаще говорили на русском, чем на турецком.

Торговля для турков - это не работа, а образ жизни. Базары, лавки и киоски не закрываются никогда и работают в любое время.
В туристических кварталах Стамбула тоже говорят на русском, но намного реже, чем на юге Турции, да и произношение у стамбульских торговцев не поставлено. Вместо криков «Наташа!» на улицах Стамбула коронная фраза: «How are you, my friend?». С неё начинается всё: от покупки сувениров до посещения мечетей, выбора ресторана и поиска автобуса домой.


Уличная торговля. На фото слева бабушка катает блинчик, из которого через пять минут получится лист горячего лаваша. Парень на фото справа улыбается не мне - он просто улыбается.
Если бы от меня потребовали описать Стамбул тремя словами, я бы растерялся. Описать столицу турецкого народа (пускай административная столица современной Турции и находится в континентальной Анкаре, но настоящая столица турецкого народе располагается на берегах Босфора, баста) одним предложением невозможно. Город на семи холмах жутко перенаселённый и очень-очень-ОЧЕНЬ большой. Восточный колорит обеспечивают водители-джигиты и отчаянные пешеходы, грязные тротуары, всепроникающий аромат кебаба, пятикратные призывы муэдзина и бесконечное число разношёрстных торговых лавок.

Когда я говорю, что Стамбул большой, я имею в виду, что он настолько большой, что не имеет конца. Там, где заканчиваются административные границы города, дома не прекращаются. Посадка в аэропорту Ататюрка ночью готовит душезахватывающие пейзажи из мириад горящих огоньков.
Стамбул совмещает в себе историю греков-колонистов, персов, римских завоевателей, византийских императоров, османских пашей, султанов и современных турок. Стамбул – очень космополитичный город. Пускай простят мне это клише, но христиане, евреи и мусульмане мирно проживали на берегах Босфора бок о бок веками, пересекаясь в общественных местах, но проживая каждый в своём районе-гетто.

Вид на деловой квартал Стамбула, Левент, с крыши самого высокого жилого небоскрёба Европы (Istanbul Sapphire, 236 м).
На раннем этапе своего развития Османская империя принесла в Малую Азию и Балканы свою культуру, язык и религию, впитав наследие Востоного Рима. Когда империя утратила военный дух, османская государственная элита прониклась идеями европейской культуры, а султан построил себе новый дворец по образу европейских палаццо на берегу Босфора. На противоположном берегу от старого Стамбула возник новый европейский район Бейолу с многоэтажными доходными домами в стиле второй половины 19 века. Если убрать мусор, выровнять тротуар, выключить звук, а вдоль домов посадить деревья, район Бейолу будет похож на Париж в миниатюре. Но весь гам, мусор, мотоциклы и трамваи, уличные торговцы, зазывалы, восточная музыка, ароматы кальяна и непрекращающийся поток из 17 миллионов жителей Стамбула и приезжих туристов не дают парижским фасадам разрушить атмосферу востока. «Запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не сойтись», писал Редьярд Киплинг.

Самая европейская улица Стамбула, Истиклал Каддеси. Автомобильное и мотоциклетное движение в пешеходной зоне в Турции считается нормой.
Стамбул демонстрирует главный конфликт турецкого общества. Конфликт, который заложен географией этого государства и, в частности, его узлового города. Речь идёт о столкновении культур Европы и Азии. На протяжении веков Византия, а позже и Османская империя, стремились сохранить и применить достижения европейской цивилизации. Ататюрк, турок номер один и самый почётный гражданин государства (я не встречал турка, который бы негативно отзывался об Отце Народа), десятком декретов и авторитарных законов ликвидировал султанат и забросил Турцию в ХХ век. Он запретил мужчинам носить тюрбаны и заставил принимать женщин в университет, поменял арабскую вязь на латынь и сделал большое число других законодательных реформ, призванных модернизировать Турцию путём интеграции в Европу. Спустя 60 лет после прихода Ататюрка к власти Турция всё ещё топчется на стыке культур, принимая новшества из Европы, но сохраняя при этом свой национальный колорит.

Одно из стамбульских новшеств последних лет - скоростной трамвай французского производства. Он, как и трамвай номер 1, изображённый на предыдущем фото, пересекает пешеходную зону.
В Стамбуле нет ни единой (и пусть поправят меня старожилы) прямой улицы! Все улицы города построены, как принято в турецких городах, кривыми и узкими. На 14 (или 17, смотря кому верить) миллионов человек действует аж две линии скоростного трамвая, а первое метро в самом большом городе Европы заработало лишь в 2000 году. Берега Босфора соединяет всего два моста, и это в крупнейшем европейском мегаполисе! Поезда метро в Стамбуле похожи на лондонские, внутри длинных вагонов-сосисок и на станциях работают кондиционеры. Трамваи эльзасской компании «Alstom» (такие же, как в Ницце) тоже снабжены кондиционерами, мониторами с названиями остановок и озвучкой станций на английском языке. Каплевидные вагоны французской фирмы, но венской сборки сильно контрастируют с жизнью на улицах Стамбула. Фасады домов старого района Султанахмет, где торговля всем и вся ведётся прямо с асфальта на проезжей части, проезжает вдоль трамвая, как экозитичная кулиса. Внтурив трамвае мягко, прохладно и бесшумно. Кстати, линии метро в Стамбуле, как и улицы – кривые, линия метро пересекается с веткой скоростного трамвая в трёх местах и даже делает крюк!

Схема стамбульского "метро". На этой карте изображён весь железнодорожный транспорт города, включая ретро-трамвай и фуникулёр. Предусмотренных пересадок (и указателей) между этими транспортами нет, нужно выходить на улицу и идти пешком за толпой. Метро из этого лишь красная и зелёная линии, всё остальное - электричка, метробус (скоростной автобус с выделенной полосой), либо подземный фуникулёр.
За неимением альтернатив, в Стамбуле, как и в других восточноевропейских странах, население полагается на маршрутки и рейсовые автобусы. И если турецкие маршрутки ничем не отличаются от любой другой восточноевропейской маршрутки (те же старые списанные «мерседесы» и «форды»), то рейсовые автобусы оборудованы бесконтактной системой оплаты проезда, а за маршрутом водителя следит GPS. Междугородние автобусные компании пошли ещё дальше и предлагают комфорт, который не даёт даже немецкая «люфтганза»: кроме новеньких «неопланов» с кондиционером, пассажир получает обслуживание на месте и собственный телевизор с двадцатью каналами и наушниками, неограниченное количество горячего чая и остуженной воды в любое время. Турция всячески старается впитать всё лучшее из Европы, но при этом неизбежно сохраняет свой уникальный и непобедимый колорит.

На борту междугороднего автобуса пассажира ожидает комфорт мирового класса, но без расписания. На экране телевизора можно видеть картинку, снятое через лобовое стекло автобуса в режиме реального времени.
В Турции принято торговаться. Разве кто-то об этом не знал? Не стоит удивляться, когда две соседние лавки предлагают абсолютно идентичный товар, а цена отличается в четыре раза. Если умеешь торговаться, то даже в дорогом месте цену можно сбить втрое-вчетверо.


Торговля процветает на Гранд Базаре - огромном крытом рынке 16 века, ставшем прообразом современной шоппинг-моллов. На Гранд Базаре можно купить всё - от еды до посуды, ковров, лампад и одежды. Здесь действует собственное почтовое отделение, банк и мечеть.
Турецкая кухня заслуживает отдельного упоминания. Я всегда был фанатом итальянской и грузинской кухни, отныне в мой топ-лист добавилась турецкая кухня. На её примере понимаешь, что означает выражение «богатая кухня». В Турции можно питаться только блюдами местной кухни, не прибегая к гамбургерам или картошке фри. Даже наоборот, в Турции нужно очень постараться, чтобы умудриться съесть блюдо нетурецкой кухни. Когда я говорю о турецкой кухне, я имею в виду не дёнер кебаб, который, кстати, со слов самих турок, в Германии вкуснее, чем в Турции. Речь идёт о фасолевом супе, о мясной и рыбной чорбе, о лаваше, пиде и гёзлеме со всемовозможными начинками, о закусках мезе, с которых начинается любое турецкое застолье, о долме, мантах и шашлыках, и, конечно, о локуме. Турецкие сладости локум – это Сладости с большой буквы.

Одна из "улиц" Гранд Базара. Здесь таких 60.
По любому поводу по семь раз в день в Турции принято пить чай. Турецкий чай – это крепкий и очень сладкий напиток в маленьком стеклянном стакане изогнутой формы. Чай пьют очень горячим и, чаще всего, отдельно от еды. Чай – это повод остановиться и на минуту вырваться из сумасшедшего темпа турецкой жизни.

Потолок на Гранд Базаре построен в форме свода, во многих местах крышу украшают маленькие купола, на подобие тех, что встречаются в хамаме.
Стамбул вызвал в моей памяти гору воспоминаний. Во многом Стамбул напомнил мне Киев. Оба города не имеют единого архитектурного ансамбля, они строились и продолжают строиться хаотично. Опасное движение на улицах Стамбула тоже похоже на Киев. В Киеве, как и в Турции, водители не уступают дорогу пешеходам, едут на красный свет и много сигналят, а пешеходы нагло бегут (толпой!) через четырёхрядное шоссе. Когда турок за рулём видит перед собой препятствие, например, пешехода или припаркованный автомобиль, он не снижает скорость, а, наоборот, добавляет газу и громко сигналит. При этом по левой стороне дороги навстречу движения едут мотоциклисты без шлемов. Они юрко ныряют между автобусами и теми, кто тянет за собой тележку с фисташками по обочине. Торговля фруктами, овощами, орехами, солнцезащитными очками, рубашками, бубликами с сезамом, зарядками для мобильных телефонов и свежевыжатыми соками производится прямо с обочины. Основной объём торговли в Стамбуле приходится на торговые пространства под автомобильными мостами и подземные переходы. В любое время дня и ночи под мостом в Стамбуле можно купить поесть, одеться и позвонить. Еда в турецкой культуре занимает особое положение. Наверное, именно поэтому худых турок не бывает.

Стихийная торговля на автобусной остановке.
В Стамбуле, как и в Киеве, недостаточно указателей. Первый день в Стамбуле проходит в попытках разобраться, как всё работает. Разобраться в городе с первого раза будет трудно, зато со временем путешественник запоминает всё, что ему нужно знать: где зайти, где выйти, что сказать, где пересесть и как заплатить за проезд. В плане транспорта и ориентации на местности Стамбул сильно отличается от европейских городов. Названия улиц здесь не имеют никакой силы, поскольку их очень много и их никто не знает. Улиц в Стамбуле больше, чем людей!

Даже если бы я запомнил название этих двух улиц, я бы не смог найти их повторно. Так выглядит непарадная часть Стамбула. Она начинается в двух кварталах в стороне от туристических улиц.
С Киевом Стамбул роднит не только бешеный темп жизни и беготня, но и люди. Хотя девушки в Турции одеваются чуть сдержаннее, чем в Украине (всё-таки исламское воспитание накладывает свой строгий отпечаток в самом юном возрасте), но высокие каблуки, сумки «Луи Вуиттон» и набор яркой косметики входят в обязательный атрибут любого выхода на улицу: будь-то поход в подмостовой базар, либо прогулка с подружкой на чашку чая. В этом Стамбул сильно отличается от любого немецкого города.

Интерьер стамбульского метро.

Этот акведук построи в пятом веке римский император Валент II. Сегодня под его сводами проходит одна из главных трансопртных артерий Стамбул - бульвар Ататюрка. Кстати, под мостом, с которого я сделал это фото, располагается велобазар.
Все транспортные средства Стамбула пересекаются в одном месте – на площади Таксим. Здесь встречаются линия метро, пара десятков автобусных маршрутов, автобусы в оба стамбульских аэропорта, такси и туристический ретро-трамвай. Последний, к слову, едет по пешеходной зоне и разрезает людской поток в самой середине. В центре площади развевается огромнейший флаг Турции, а вокруг пытаются разъехаться 14 миллионов жителей города. Именно сюда мне нужно было добраться в первую ночь по прилёту.

Пролив Босфор. Слева - Европа, справа - Азия.
Когда у меня в первый вечер не оказалось монет для оплаты проезда на метро, контролёр метро, стоявший около турникетов, махнул рукой и пропустил меня бесплатно. После пересадки на вторую линию за проезд нужно было платить снова. Сцена с контролёром повторилась. Во второй раз, проходящий мимо мужчина услышал, как я пытаюсь жестами объяснить, что у меня нет мелких денег, остановился, демонстративно отсчитал три монеты по одной лире и положил их на турникет, мол «бери, проходи!». При виде этой щедрой подачки контролёр возмутился, накричал на него что-то по-турецки, отдал ему три лиры и сказал, что пропускает меня бесплатно. Честно, за меня ещё никогда не предлагали заплатить в транспорте! Наверное, так чувствуют себя женщины, когда они находятся в мужской компании.

Мост через Босфор. Чтобы оценить его масштаб, я скажу, что дорожное полотно проходит на высоте 105 метров над проливом, а расстояние между думя опорами моста составляет 1074 метра. Под мостом без труда проходят не только катера и паромы, но и танкеры и крупные сухогрузы.
С метро в первую ночь я пересел на трамвай, чтобы по мосту добраться на другой берег Стамбула. Так как было уже час ночи, трамвай на другой берег не ходил. Информацию об окончании трамвайного маршрута, кстати, объявили на английском. Я остался стоять ночью в Стамбуле с чемоданом где-то на трамвайном островке посреди шестиполосного шоссе. Я обратился к парню, который выходил из трамвая, и спросил, как мне добраться до площади Таксим. Он не говорил по-английски, но знаком сказал «иди за мной». Он перевёл меня через мост, мы вместе поднялись к башне Галата и прошли по самой оживлённой улице Истиклал до моего хостела. По дороге мы пытались общаться, но языковой барьер не позволял нам завести полноценный разговор. За всю дрогу, парень сказал, что его зовут Эге и он учится на технической специальности в Стамбульском университете. Про улицу Истиклал Эге с трудом сформулировал «a very dangerous street» с характерным турецким акцентом.

Троянский конь украшает вход в национальный заповедник, коим являются руины древней Трои.

Троя контролировала проход из Средиземнового в Чёрное море 2500 лет, пока на северном перешейке не возник Константинополь.

Залив Анцак - место пеально известной высадки австралийских и новозеландских пехотинцев в апреле 1915. попытка прорвать оборону пролива Дарданеллы закончилась поражением войск Антанты. Последние оставшиеся в живых солдаты покинули пляж в январе 1916 года.
Ежегодно на пляж Анцак на полуострове Галлиполи приезжают тысячи австралийцев, чтобы почтить память героев своей страны.
Ещё одна прекрасная новость: турки обожают фотографироваться! Турция – это рай для фотографа. Здесь никому не взбредёт в голову запретить фотографировать! Фотографировать можно везде – и в торговых центрах, и в метро, и в частных лавках! Если заглянуть в кебабную и попросить повара сфотографировать его за работой, он будет счастлив стараться! Самый необычный опыт в этом контексте я приобрёл на автобусной станции Стамбула. Для начала нужно сказать, то автобусная станция Стамбула (а их в городе три) состоит из четырёх отдельно стоящих терминалов и по площади приближается к киевскому аэропорту Борисполь, если учитывать аэродром вместе с взлётной полосой. Автобус – главное средство передвижения в Турции.

Один из четырёх терминалов автобусного вокзала Есенлер Отогар в Стамбуле.
Я гулял по автостанции, коротая время до отхода автобуса до города Чанаккале, что возле Трои, и от нечего делать принялся фотографировать автобусы, стойки с продажей билетов и здания автобусного вокзала. Пара водителей (в Турции люди никогда не стоят отдельно, а минимум парами) впрыгнули ко мне в кадр с криками на турецком, мол, сфотографируй нас! Я обрадовался и сфотографировал водителей на фоне их автобуса. Другие водители заметили это и стали зазывать меня к себе. «Давай ещё и нас!» В конце мы обменялись визитками, и я пообещал им отправить фотографии по почте.

Трое водителей автобуса буквально хватали меня за рукав, чтобы я их сфотографировал.
Такая же сцена повторилась в продуктовом магазине на автовокзале. Я хотел запечатлеть на память пёстрый ассортимент витрины турецкого продуктового магазина (бывавший в Турции, поймёт, о чём я говорю). Продавец, гордо стоявший за кассой, пока я его фотографировал, махнул рукой в сторону прилавка с кебабами, потому что повар звал меня, чтобы я его сфотографировал. Когда я направил фотоаппарат на повара, он позвал покупателя, и они вместе разыграли сценку покупки тарелки супа, с жестами и эмоциями.

Повар с радостью разыграл сценку с покупателем, чтобы я его сфотографировал.
Я провёл в Стамбуле в общей сложности три с половиной дня, но этого времени совершенно не хватило даже для того, чтобы посетить все самые основные достопримечательности. Город, основанный императором Константином Великим в 330 году, уже в древние времена был крупнейшим и самым густонаселённым городом Европы. На то, чтобы обойти древний город пешком, потребуется несколько часов, а если останавливаться и заходить в мечети, то и трёх дней будет мало.

Голубая мечеть была построена самым известным османским архитектором Синаном прямо напротив Айя Софии и в целом повторяет архитектуру последней.

Интерьер Голубой Мечети - настоящее испытание для фотографа и его оптики.

Вид на старую часть Стамбула с набережной района Галата. На фото доминирует Новая Мечеть. Хотя внешне многие мечети похожи между собой, внутреннее оформление сильно отличается. В Османской империи, как и в Европе, прослеживаются архитектурные стили вплоть до барокко и рококо.

Кажется, будто мечеть Нуру Османийе была построена в прошлом году. На самом деле, этой мечети 250 лет.
После поездки в Стамбул я заново переоценил свою прошлогоднюю поездку по Балканам. Современные балканские страны сформировались под многовековым влиянием турок-османов, поэтому неудивительно, что многое роднит эти страны со Стамбулом. Образ жизни в Албании поверг меня в шок, но после Стамбула я понимаю, что многие вещи, показавшиеся мне на первый взгляд странными или даже дикими, являются наследием турецкого правления. Транспортный хаос, грязь и пыль на улицах, шум, базары вдоль (и частично на) проезжей части и отсутствие указателей роднят албанскую столицу со Стамбулом.

Фасад Айя Софии выходит на площадь, на которой раньше располагался римский ипподром. Сразу за моей спиной находится архитектурный противовес Святой Софии - Голубая Мечеть.

Интерьер собора Святой Софии. Я ожидал увидеть что-то похожее на Киевскую Софию, но кроме общего сходства в типе (не виде!) мозаик между обоими церквями нет. Здание созранилось почти в первозданном виде, после завоевания Константинополя турки-османы превратили главную христианскую святыню в мечеть, построили минареты и заштукатурили древние фрески. В 19 веке фрески удалось вскрыть из-под штукатурки. С тех пор интерьер Айя Софии представляет собой необычную смесь православной иконописи и исламского декора.

Внутрення отдека гарема в султанском дворце Топкапи выполнена с помощью кафельной плитки из города Изник. Этой плиткой с характерным голубым узором украшены множество мечетей в Стамбуле и, наверное, других городах Турции.

Интерьер султанской библиотеки оформлен в том же русле, что и гарем. Я не знаю насчёт библиотеки, но в гарем не имел права заходить ни один мужчина, кроме сулатна. Кстати, гарем для султана означал его семью. Ничего развратного.
Гуляя по улицам Стамбула и наблюдая за образом жизни турок, откровенно поражаешься, кому могла прийти в голову мысль о присоединении Турции к Евросоюзу. Турки – шумные, весёлые, импульсивные и беспорядочные люди, любители поторговаться и поговорить о жизни даже с незнакомыми людьми. Фраза «How are you, my friend?» полностью отображает турецкое гостеприимство. Наутро после первой ночи в хостеле в Стамбуле я был в лучших друзьях с Али, работавшем на стойке ресепшн. К концу второго дня мы обнимались, шутили и вместе пили кофе. Каждый вечер, когда я возвращался в хостел, Али встречал меня у входа, жал мне руку и расспрашивал, как прошёл день. Ему вечно можно были встретить сидящим на табуретке перед ступеньками у входа в хостел. При этом его совершенно не смущали мусор, липкие потоки непонятной жидкости, редкая смесь запахов специй, фруктов, людей и бензина – он с удовольствием общался с соседями, находясь и живя в этом «эфире».

Я думаю, что мой рассказ о поездке в Стамбул отражает те восторг и удовольствие, которые я испытал за прошедшие пять дней. Мне повезло с компанией, которая сформировалась частично заранее, частично на месте, повезло с погодой (температура +28 держалась все пять дней), и повезло с питанием (я не отравился, как это было в прошлый раз в Греции). Я не только увидел Святую Софию и Голубую мечеть, но и обзавёлся новыми очень необычными знакомствами, которые буду поддерживать и дальше!

  • 1
обожаю этот город, мне кажется в нем вечно можно открывать для себя что-то новое и интересное. а про его великую историю и вкуснейшую кухню я вообще молчу)

абсолютно точно!

"я имею в виду не дёнер кебаб, который, кстати, со слов самих турок, в Германии вкуснее, чем в Турции"
Какой же невкусный он должен быть в Турции :)
Фотки класс!

а чё, дёнер в германии очень даже ничего! с соусом :)

Отличная статья получилась! За три с половиной дня ты успел довольно много, хотя представляю насколько бегом это было. На небоскреб не поднимался, красивые виды оттуда!

небоскрёб - самое оно :) сапфире - самый высокий жилой дом европы, к тому же, в пику киевской архитектурной "школе", оформлен со вкусом.

Классно съездил!
Вид с небоскреба вообще впервые вижу.

к сожалению, в тот день над городом висел туман (или это смог?), иначе вдалеке был бы виден залив Золотой Рог и Старый город. в Стамбул нужно обязательно брать с собой штатив, ночью весь город ярко освещается, в том числе и мост через Босфор!

поздравляю!
а интерьер мечети - просто шедеврально вышел - я о Голубой мечети!

спасибо! это правда, сфотографировать Голубую мечеть - это большое дело! :)

А в Йерабатан Сарае были? Ещё там классная византйиская церковь есть с идеально сохранившейся росписью, забыл только название.

нет, не был. честно сказать, трёх дней на стамбул мне совершенно не хватило. за это время я едва охватил большую часть султанахмета, один раз побывал в азии, посетил бизнес-район левент и прогулялся по кривым улицам с базарами вдоль проезжей части. я вернусь ещё раз, чтобы досмотреть недосмотренное.

отличный рассказ о чудесном городе
я позволю себе несколько замечаний:
на самом деле в Стамбуле иудеи/христиане/мусульмане ни когда не жили в своих обособленных гетто
даже по расположению духовных построек это четко видно - синагога-храм-мечеть часто имеют общий двор

город отнюдь не грязный как вы пытаетесь его представить :) каждое ранне утро его моют с шампунем :) серьезно
просто к концу дня из-за обилия народа скапливается некое кол-во мусора
Стамбул гораздно чище Москвы и Питера

указатели есть (от слова много) на трех языках - турецкий/немецкий/англ - как вы их не увидели - не знаю :)
мало того! полно небольших турофисов, в которых можно взять бесплатные путеводители и подробную карту на 15 языках :) а также получить справку
эти офисы в Султанахмете находятся через каждые 200м

и Голубая мечеть схожа не с Айя-София, а с Селимие :)

возражать бессмысленно, разве что с последним утверждением: селимие похожа на айя-софию, гоулбая мечеть похода на селимие -> голубая мечеть похожа на ая-софию, транзитивный закон :) кроме шуток, насколько я понимаю, турецкие мечети взяли за архитектурный образец именно святую софию.

ошибка, Айя-Софию как раз укрепляли куполами, контрфорсами и полуколоннами по аналогии с мечетями и минареты служат не только для призыва, но и являются одними из сильнейших сдерживающих растрескивание и расползание постройки опорами
изначально в Эдирне в 1570х была Синаном возведена Селимие, а потом, в 1610м, по ее аналогии, в Стамбуле учеником Синана была отстроена мечеть султана Ахмета :)
так что не все так просто, как кажется

за неимением контраргументов сдаюсь :)

  • 1